Кафедра раннего обучения иностранным языкам
Кафедра ведёт подготовку специалистов в области обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста с 1985 года.
Заведующая кафедрой – Виктория Акоповна Погосян, кандидат филологических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Заведует кафедрой с 1994 года, за время работы в должности была удостоена следующими наградами: Почётная Грамота Министерства Образования РФ, медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», Золотая медаль Всероссийского Выставочного Центра за учебно-методический комплекс «Изучаем английскую фонетику», Почетная грамота РГПУ им. А.И. Герцена за успехи в практической подготовке студентов, развитие и укрепление международных связей с зарубежными партнерами и активное участие в международных проектах, медаль Императрицы Марии Фёдоровны.
Кафедра является выпускающей по профилю «Образование в области иностранного языка» (Раннее обучение иностранному языку) – уровень бакалавриата, а также по программе «Раннее обучение иностранному языку и межкультурная коммуникация» - уровень магистратуры.
На кафедре работает 5 кандидатов педагогических наук и 4 кандидата филологических наук.
Ведущие специалисты в области раннего обучения иностранным языкам, авторы учебников для начальной школы, пособий для воспитателей, учителей и родителей: кандидаты педагогических наук, доценты: И.В. Вронская, А.Ф. Баркова, О.В. Малова, О.А. Селивановская, И.Р. Николаева.
Ведущие специалисты в области филологии, кандидаты филологических наук, доценты: О.В. Киндт, И.А. Крылова, С.О. Парфёнова.
В соответствии с профилем своей образовательной деятельности, преподаватели проводят научные исследования по двум основным направлениям – оптимизация обучения детей иностранным языкам и оптимизация подготовки педагогических кадров для раннего обучения иностранным языкам. По материалам научных исследований разрабатываются авторские методики, публикуются учебники и УМК для начальной школы, учебные пособия для учителей начальной школы, дошкольных учреждений, воспитателей, учебники и учебные пособия для университетов.
Цифры и факты:
Количество преподавателей: 11
Количество преподавателей, удостоенных ведомственных наград – 1
Количество преподавателей, являющихся выпускниками кафедры и продолжающих работу на кафедре: 7
Количество программ, реализуемых кафедрой – 2
Количество статей по профилю кафедры: - 448
ВАК: 55
Ядро РИНЦ: 8
Количество пособий: более 50
Количество базовых образовательных организаций: 21
Количество грантов за последние 5 лет: 7
- грант Программы сотрудничества в образовании и науке Совета министров северных стран и России, проект «Межкультурная коммуникация в обучении за пределами границ» - 1
- гранты Центра Международной Академической мобильности Финляндии (CIMO) для программ интенсивной подготовки российских и финских студентов: 2
- грант Норвежского Центра международного сотрудничества в образовании (SIU), проект «The role of sign language and spoken language interpreting in public sector in Russia and Norway» - 1
- индивидуальные гранты академической мобильности Министерства образования и культуры Финляндии: 3
История кафедры раннего обучения иностранным языкам
В 1989 году в РГПУ им. А. И. Герцена были созданы две кафедры (кафедра английского языка и методики дошкольного обучения английскому языку и кафедра английского языка и методики начального обучения английскому языку), задачей которых стала подготовка учителей английского языка для дошкольных учреждений и для начальной школы.
Создание кафедр было связано с социальным запросом общества, с бурным интересом к изучению иностранных языков, желанием родителей обучать детей говорить по-английски.
В 2002 году обе кафедры были объединены в кафедру раннего обучения иностранным языкам. Объединение было велением времени, связанным с модернизацией российского образования, с введением английского языка как обязательного предмета в начальной школе, с необходимостью повышения эффективности высшего педагогического образования.
Иными словами, консолидация научно-методического потенциала новой кафедры была призвана способствовать разработке единой концепции и обеспечения преемственности раннего обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях и начальной школе, решению задач модернизации образования в начальной школе, повышению эффективности подготовки педагогических кадров. Именно эти задачи кафедра решает сегодня, реализуя профессиональные образовательные программы по подготовке бакалавров и магистров.
Большое значение в развитии кафедры имеет международная деятельность и интернационализация образовательных программ. С 2013 по 2018 год кафедра осуществляла реализацию международной образовательной программы подготовки магистров с Университетом Восточной Финляндии; в 2016 году эта программа («Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация») успешно прошла международную аккредитацию.
С 2008 по 2019 год кафедра успешно реализовала 8 различных интенсивных программ подготовки студентов института детства и Университета Восточной Финляндии по грантам академической мобильности Министерства образования и культуры Финляндии, а преподаватели кафедры регулярно читали лекции по методике раннего обучения иностранным языкам в Университете Восточной Финляндии.
Кафедра сегодня
Сегодня кафедра продолжает успешно развиваться как лидер в области теории и практики раннего обучения иностранным языкам.
Кафедра ведёт научные исследования по направлению «Прикладная лингвистика в науке и образовании», по теме «Лингводидактика: оптимизация преподавания иностранных языков». По этой теме кафедра ежегодно проводит конференции и научно-практические семинары, в которых принимают участие как преподаватели высшей школы, так и учителя и студенты.
Ежегодные научно-практические семинары кафедры посвящены одному из актуальных аспектов лингводидактики.
Одна из актуальных тем, разрабатываемых кафедрой, – «Предметно-ориентированное обучение иностранному языку (CLIL) на начальном этапе: теория и практика». В 2023 году в результате инициативного международного сотрудничества деятельность кафедры по этому направлению освещена в публикации международной серии издательства Springer: Handbook of CLIL in Pre-primary Education. Springer International Handbooks of Education. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-04768-8_14
Кроме того, интегративному обучению были посвящены два мероприятия:
02.11.2022 - научный семинар «Предметно-ориентированное обучение иностранному языку (CLIL) на начальном этапе: теория и практика», освещающие проблемы раннего обучения иностранным языкам. В рамках семинара обсуждались вопросы теории и практики предметно-ориентированного обучения иностранным языкам на основе выступлений преподавателей кафедры и учителей иностранных языков.
20.12.2022 года секции международного форума «Детство: самоценность настоящего» («От раннего обучения иностранному языку к предметной области «Иностранный язык». «Предметно-методические модули»). Познавательные практико-ориентированные выступления, обмен опытом, новые планы, встреча выпускников с преподавателями кафедры, интересные знакомства, чайная церемония – все это создало атмосферу внимания, понимания, участия и превратило встречу в душевный и плодотворный разговор начинающих педагогов и профессионалов об успехах и вызовах настоящего времени. Неожиданным и приятным оказалось мнение педагогов и администрации Второй Санкт-Петербургской гимназии о выпускниках института детства Герценовского университета и, в частности, студентах нашей кафедры:
В год педагога и наставника (2023) кафедра активизировала деятельность по укреплению сотрудничества с учителями, образовательными учреждениями с целью консолидации усилий по подготовке современного учителя иностранного языка. Эта деятельность включает проведение научно-практических семинаров для учителей иностранных языков и учителей-наставников, а также взаимодействие со школьниками для привлечения их к профессии учителя и обучения по программам кафедры:
26 января 2023 – доцент А.Ф. Баркова провела семинар «Предметно-ориентированное обучение иностранному языку (CLIL) на начальном этапе» для учителей ГБОУ Гимназия 528 Невского района.
13 апреля 2023 – «Фестиваль проектов». Презентации проектной деятельности по английскому языку учащихся школ Санкт-Петербурга.
25 апреля 2023г - Городской научно-методический семинар «Организация наставничества в школе: роль педагога-наставника при подготовке будущих учителей иностранного языка». Совместное мероприятие кафедры раннего обучения иностранным языкам с ИМНЦ Московского района Санкт-Петербурга. На базе ГБОУ СОШ №356 с углублённым изучением немецкого и английского языков Московского района Санкт-Петербурга.
На данном мероприятии был представлен опыт учителей английского языка ГБОУ школа №356 с углубленным изучением немецкого и английского языков Московского района Санкт-Петербурга: Кистень Юлии Викторовны, Первухиной Татьяны Олеговны и Резниковой Инны Геннадьевны, а также студентов 3 курса кафедры раннего обучения иностранным языкам Института детства ФГБОУ ФО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»: Анискиной Валерии Ивановны, Говоровой Дарьи Юрьевны, Егоровой Софии Игоревны, Зенковой Вивеи Максимовны и Константиновой Дарьи Дмитриевны. В рамках семинара были организованы: 1. Открытые уроки. Студенты-практиканты проводили уроки совместно с учителями английского языка. По окончании были проведены анализ и самоанализ уроков. 2. Круглый стол. Обсуждение актуальных вопросов, связанных с организацией наставничества в школе. В качестве спикеров приняли участие сотрудники кафедры раннего обучения иностранным языкам Института детства ФГБОУ ФО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», заместители директоров по УВР и учителя английского языка образовательных учреждений Московского района Санкт-Петербурга.
10 мая 2023 Круглый стол студентов-практикантов кафедры раннего обучения иностранным языкам, учащихся старших классов и учителей английского языка на базе ГБОУ гимназия 528 Невского района Санкт-Петербурга.
01 ноября 2023 - Региональный научно-практический семинар «Эффективные практики наставничества в осуществлении проектно-исследовательской деятельности при обучении младших школьников английскому языку». Наставничество в проектно-исследовательской деятельности при обучении младших школьников английскому языку имеет важное значение для успешного освоения иностранного языка. Стоит отметить, что наставничество в проектно-исследовательской деятельности - это процесс, в котором наставник помогает ученику в развитии его навыков и компетенций, необходимых для успешного выполнения проектных задач. Проектно-исследовательская деятельность стимулирует интерес к изучению английского языка и позволяет детям приобретать знания, а впоследствии применять их на практике.
С сентября по ноябрь 2023 года проведены специальные мастерские для учащихся психолого-педагогических классов Санкт-Петербурга с целью их ознакомления с нашей замечательной профессией.
Мастерская кафедры раннего обучения иностранным языкам "Волшебство иностранного языка" подготовила разнообразные задания и игры, позволяющие приоткрыть дверь в профессию учителя английского языка для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Огромная благодарность нашим магистрам программы "Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная комуникация" за идеи, игры, коммуникабельность и гибкость! Наши герои дня: Натия Кучулория, Алина Базина, Ксения Гончарова, Марина Прямикова, Александра Прокофьева, Екатерина Григорьева, Татьяна Фролова и Ксения Лупанова!
Наши лучшие выпускники
Коричева Наталья Александровна
заместитель директора Второй Санкт-Петербургской Гимназии по учебно-воспитательной работе (иностранные языки)
2009 г. – закончила бакалавриат Института детства РГПУ им. А.И. Герцена по программе «Методика дошкольного обучения иностранному языку»
2011 г. – закончила магистратуру Института детства РГПУ им. А.И. Герцена по программе «Раннее обучение иностранным языкам в сфере межкультурной коммуникации».
По окончании магистратуры награждена медалью РГПУ им. А. И. Герцена «Ко всеобщему благу»
2021г. – защитила диссертацию на тему «Foreign Language Teaching Toolkit to Foster Young Learners to Communicate in English – Russian context» в Университете Восточной Финляндии, присвоена степень PhD
2020 г. - награждена Благодарностью Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Является одним из организаторов Детской модели ООН, регулярно проходящей в Санкт-Петербурге.
Лужецкая Ирина Геннадьевна
директор государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального педагогического образования центра повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Московского района Санкт-Петербурга
Анна Федоровна Баркова
Доцент кафедры раннего обучения иностранным языкам
Выпускница факультета начального образования РГПУ им А.И. Герцена кафедры английского языка и методики раннего обучения английскому языку 1995 года.
С 1995 года работала на кафедре сначала ассистентом, в 2004 году защитила диссертацию по проблемам профессионального обучения иностранным языкам, далее продолжала работать в качестве доцента. Сфера научных интересов: методика раннего обучения английскому языку через детскую англоязычную книгу, метод предметно-интегрированного обучения иностранным языкам, игровые технологии в раннем обучении. В период с 2010 по 2020 год организовала частный центр по обучению дошкольников и младших школьников английскому языку. Опробовала методики, разработанные кафедрой, в практике раннего обучения. Проводит практические семинары для учителей.
В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию. Тема диссертации: «Профессионально-направленное обучение английскому языку студентов 5 курса факультета начального образования (на материале детской англоязычной литературы)»
Автор 5 методических пособий:
РЕБЕНОК И ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ МИР Баркова А.Ф., Малкина Н.А., Малова О.В. учебно-методический комплекс: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений по направлению "050700 - Педагогика" / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Сер. Учебно-методический комплекс. Санкт-Петербург, 2010
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Иванова Л.Н., Селивановская О.А., Баркова А.Ф., Малова О.В., Баграмова Н.В. Санкт-Петербург, 2007.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Иванова Л.Н., Баркова А.Ф., Малова О.В., Селивановская О.А. Методические рекомендации / Санкт-Петербург, 2007.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В РАННЕМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Кононова А.Ф. учеб.-метод. пособие по направлению "540600 - Педагогика" для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. Ф. Кононова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2005.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Кононова А.Ф., Иванова Н.Л., Селивановская О.А. Методические рекомендации / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2000.
Ольга Вадимовна Малова
Доцент кафедры раннего обучения иностранным языкам
Окончила факультет начального образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по специальности «Педагогика и методика начального обучения» в 1994 году.
В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена работает с 1994 года. В 1994-1995 гг. работала ассистентом кафедры английского языка факультета начального образования РГПУ им. А.И. Герцена. В 1996-2002 гг. училась в очной аспирантуре на кафедре методики обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена. В июне 2002 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Экспериментально-опытное обучение английскому языку на начальном этапе обучения в средней школе (вводный курс)». В 2008 году присвоено ученое звание доцента по кафедре раннего обучения иностранным языкам.
Учебно-методические пособия:
Комарова Ю.А., Малова О.В. Английский язык: пособие по грамматике «Grammar Companion» для 4 класса общеобразовательных организаций. Ч.1. – 2 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2023. - 208 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа). ISBN 978-5-533-02682-6 (ч. 1) ISBN 978-5-533-02684-0
Комарова Ю.А., Малова О.В. Английский язык: пособие по грамматике «Grammar Companion» для 4 класса общеобразовательных организаций. Ч.2. – 2 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2023. - 288 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа). ISBN 978-5-533-02683-3 (ч. 2) ISBN 978-5-533-02684-0
Комарова Ю.А., Малова О.В. Английский язык: пособие по грамматике «Grammar Companion» для 3 класса общеобразовательных организаций. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. - 280 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Комарова Ю.А., Малова О.В. Английский язык: пособие по грамматике «Grammar Companion». 2 класс. - М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2017. - 176 с. – (Начальная инновационная школа).
Малова О.В., Погосян В.А. Терминосистема раннего обучения иностранным языкам: Учебное пособие на английском языке. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2019. – 148 с. ISBN 978-5-94777-424-5
Ребенок изучает английский язык: метод. пособие по английскому языку для педагогов ДОУ \ под. Ред. О.В. Маловой. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. - 79 с.
Мои первые уроки английского языка: Комплексный вводный курс по английскому языку для 2 класса средней школы (1 четверть): рабочая тетрадь для учащихся. – СПб.: Антология, 2003. - 48 с.
Мои первые уроки английского языка: Комплексный вводный курс по английскому языку для 2 класса средней школы (1 четверть): методическое пособие для учителей и родителей. – СПб.: Антология, 2003. - 52 с.
Ирина Владимировна Вронская
Доцент кафедры раннего обучения иностранным языкам
В 1999г. защитила диссертацию по теме «Методика обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста в различных видах неречевой деятельности».
Учебно-методические пособия:
«Английский с самого начала». – СПб: КАРО, 2012. – 160 с.
Вронская И.В., Селивановская О.А. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам.// Учебно-методический комплекс по сетевой образовательной программе подготовки магистров «Ранее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация». Под ред. В.А. Погосян. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 307 с. – с. 153-200.
Малова О.В., Вронская И.В., Грызлова Д.В., Полянская Е.А., Савинова О.А., Степанова А.С. РЕБЕНОК ИЗУЧАЕТ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Методическое пособие / под редакцией О.В. Маловой. Санкт-Петербург, 2013.
Павшукова Т., Вронская И. Играем и учим английский. 24 карточки. – Спб.: Питер, 2014. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку. – СПб.: КАРО, 2015. – 336 с.
Погосян В.А., Васильева Т.Г., Вронская И.В., Мацибора М.Г., Остапенко К. К. Английский язык для педагогов. Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Питер», 2015. – 256 с.
Вронская И.В.105 занятий по английскому языку для дошкольников – СПБ: КАРО, 2016. – 368 с.
Вронская И.В. Английские праздники. Для учителей английского языка. Тип: учебное пособие. – СПб: Издательство: ООО "Медиапапир" 2019. – 32 с. ISBN: 978-5-00110-109-3. УДК: 811.111-26.
Вронская И.В. Я учусь читать. От слова к слову (английский язык). СПб: КАРО, 2020. – 64 с.
Ирина Александровна Крылова
Доцент кафедры раннего обучения иностранным языкам
В 2009 г. защитила диссертацию по теме "Дезингрессия языка-источника - пиджинизация - креолизация (на материале креольских говоров Гавайев).
Александра Сергеевна Осипова
Ассистент кафедры раннего обучения иностранным языкам
2019 год – выпускница программы бакалавриата: «Образование в области иностранного языка (Раннее обучение иностранному языку)».
2021 год – выпускница программы магистратуры: «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация».
Аспирант института детства по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки», направленность (профиль) «Преподаватель-исследователь в сфере детства».
Ольга Анатольевна Селивановская
Доцент кафедры раннего обучения иностранным языкам
Диссертация: 1998 г. «Методика проведения разноуровневого коррективного курса английского языка в 5 классе средней школы»
Учебно-методические пособия:
Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация (направление "050100.68 - Педагогическое образование") : учебно-методический комплекс по образовательной сетевой программе подготовки магистров / Владимирова С. В., Вронская И. В., Иванова Л. Н., Киселева М. В., Крылова И. А., Малова О. В., Николаева Е. Н., Парфенова С. О., Погосян В. А., Савинова Л. Ю., Селивановская О. А., Таратухина М. С. ; С. В. Владимирова, И. В. Вронская, Л. Н. Иванова, М. В. Киселева, И. А. Крылова, О. В. Малова, Е. Н. Николаева, С. О. Парфенова, В. А. Погосян, Л. Ю. Савинова, О. А. Селивановская, М. С. Таратухина ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2013. - 307 с. - (Программа стратегического развития Герценовского университета 2012-2016). - URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49993. - ЭБС Лань.
Государственная аттестация по методике начального обучения английскому языку / Иванова Л. Н., Селивановская О. А., Баркова А. Ф., Малова О. В. ; РГПУ. - СПб. : Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2007. - 30 с.
Педагогическая практика по английскому языку : метод. рекомендации / Иванова Л. Н., Баркова А. Ф., Малова О. В., Селивановская О. А. ; Л. Н. Иванова, А. Ф. Баркова, О. В. Малова, О. А. Селивановская ; РГПУ. - СПб. : Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2007. - 24 с.
Кононова А. Ф. Организация педагогической практики по английскому языку : метод.рекомендации / Кононова А.Ф., Иванова Н.Л., Селивановская О.А. ; РГПУ. - СПб. : Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2000. - 29 с.