Новости

Региональный научно-практический семинар «Эффективные практики наставничества в осуществлении проектно-исследовательской деятельности при обучении младших школьников английскому языку»

1 ноября 2023 года, в год педагога и наставника, кафедра раннего обучения иностранным языкам института детства провела региональный научно-практический семинар «Эффективные практики наставничества в осуществлении проектно-исследовательской деятельности при обучении младших школьников английскому языку». Эта тема привлекла внимание множества педагогов, студентов и исследователей.

Наставничество в проектно-исследовательской деятельности при обучении младших школьников английскому языку имеет важное значение для успешного освоения иностранного языка. Стоит отметить, что наставничество в проектно-исследовательской деятельности - это процесс, в котором наставник помогает ученику в развитии его навыков и компетенций, необходимых для успешного выполнения проектных задач. Проектно-исследовательская деятельность стимулирует интерес к изучению английского языка и позволяет детям приобретать знания, а впоследствии применять их на практике.

К преимуществам наставничества в проектно-исследовательской деятельности можно отнести:

  • развитие навыков и компетенций (навыки критического мышления, коммуникативные навыки и навыки работы в команде);

  • повышение мотивации учащихся (благодаря взаимодействию с наставником в процессе реализации проектной деятельности, учащиеся видят значимость и результаты своего труда);

  • содействие (наставник предлагает конкретные направления и даёт рекомендации для выполнения проекта, помогает участникам определить цели и план действий, а также рассмотреть различные варианты решений);

  • сплочение (участие в проектной деятельности способствует укреплению отношений между учителем и учащимися, а также внутри учебного коллектива).

Следовательно, наставничество в проектно-исследовательской деятельности способствует развитию всех участников данного процесса, а также помогает им достичь наилучших результатов. Перейдем непосредственно к семинару.

В семинаре приняли участие учителя английского языка, которые представили различные исследования, связанные с наставничеством младших школьников в процессе осуществления проектно-исследовательской деятельности при обучении английскому языку. Рассмотрим более подробно каждое выступление.

Выступление №1.

Тема: «Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального образования»

Авторы: Галинская Татьяна Сергеевна (Заслуженный учитель, Отличник образования, учитель высшей категории), Заборская Ольга Петровна (к.п.н., учитель высшей категории), Козлова Светлана Владимировна (председатель МО учителей английского языка). ГБОУ школа №530 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла.

Форма выступления: доклад, выступление.

Т.С. Галинская, О.П. Заборская и С.В. Козлова представили проектные работы своих учеников и отметили высокую значимость проектной деятельности в развитии способностей школьников, а именно в раскрытии их творческого потенциала. Также выступающие рассказали о реализации прагматических проектов межпредметного характера, направленных на повышение мотивации у учащихся начальной школы к изучению английского языка. В заключение, учащиеся школы №530 представили слушателям поэтический проект «Three Little Kittens».

Выступление №2

Тема: «Наставничество в школьных проектах»

Автор: Гуила Наталья Александровна (учитель английского языка ГБОУ СОШ №347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга).

Форма выступления: доклад.

В начале своего выступления Н.А. Гуила осветила характерные черты наставничества и проектной деятельности, их место в ФГОС НО, обратила внимание слушателей. Также автор подчеркнула целесообразность ведения проектной деятельности с начальной школы. Затем Н.А. Гуила поделилась со слушателями опытом реализации разнообразных творческих проектов учащимися школы.

 

Выступление № 3

Тема: «Опыт реализации проектной деятельности на уроках английского языка (алгоритмы организации и текущие метапредметные проекты)»

Авторы: Попова Марина Александровна (учитель английского языка), Сорокина Нина Александровна (учитель английского языка), Ларина Татьяна Андреевна (учитель английского языка, методист). ГБОУ Вторая Санкт-Петербургская Гимназия.

Форма выступления: доклад.

Педагоги поделились опытом создания мультипликационных постановок в сотрудничестве с издательством Macmillan. В проекте принимали участие учащиеся 2-4 классов. Учителя осветили ключевые этапы работы над проектами и продемонстрировали результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся. Вторая часть выступления была посвящена текущему метапредметному проекту “Увлекательное путешествие медвежат Маши и Саши”. 

Выступление №4.

Тема: «Реализация модели наставничества «ученик-ученик» при подготовке проектов младших школьников на английском языке»

Автор: Присталова Ирина Анатольевна (учитель английского языка ГБОУ СОШ №347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербург).

Форма выступления: доклад.

И.А. Присталова рассказала о реализации постановки спектакля по теме «Праздник английского алфавита» с учениками 1 и 3 классов. Формой наставничества в данной исследовательской деятельности выступила модель «ученик-ученик».  При реализации этого проекта, третьеклассники выступали в роли наставников для первоклассников. Исследователь отметила, что такая форма наставничества в проектной деятельности помогла детям распределить зону ответственности между ними, проявить инициативу, лидерские качества и сплоченность.

Выступление №5.

Тема: «Проект в начальной школе как трамплин для индивидуального проекта в средней школе»

Авторы: Лукина Ирина Григорьевна, Павлова Виктория Александровна (учителя английского языка ГБОУ СОШ №550).

Форма выступления: доклад.

Выступление учителей английского языка школы №550 было посвящено реализации проектной деятельности как способу преодоления трамплина между начальной и средней школой. Суть проекта заключалась в организации праздника английского алфавита для учеников 2 класса. В подготовке к этому празднику принимали участие студенты института детства РГПУ им. Герцена, которые проходили в этот момент практику на базе этой школы. Взаимодействие студентов, учителей и школьников благоприятно повлияло на развитие критического мышления у участников проектной деятельности и навыка работы в команде.  Исследовали также поделились опытом организации таких проектов как «Мой любимый Британский продукт», «День Победы», «Национальные праздники». Особое внимание учителей было обращено к семейному проекту «Традиционное блюдо». Школьники из интернациональных семей со своими родителями снимали видеоролики о приготовлении традиционных национальных блюд.

Выступление №6.

Тема: «Применение технологии Reading Circles для работы с текстом в начальной школе»

Автор: Коричева Наталья Александровна (заместитель директора по УВР, учитель английского языка ГБОУ Вторая Санкт-Петербургская Гимназия).

Форма выступления: доклад-беседа.

Н.А. Коричева поделилась опытом применения технологии Reading Circles на уроках английского языка в начальной школе. Под технологией Reading Circles подразумевается организация процесса обучения читательской грамотности. Автор отметила, что во время использования этой технологии происходит глубокая коллективная работа с текстом, а продуктом проектной деятельности выступает опыт, яркие эмоции и развитые коммуникативные навыки.

Выступление №7.

Тема: «Онлайн-клуб MiniMe English - удобный инструмент для начала организации проектной деятельности младших школьников 7-8 лет»

Автор: Иванова Наталья Юрьевна (учитель английского языка, ГБОУ Академическая гимназия №56 им М.Б. Пильдес).

Форма выступления: доклад.

В рамках своего выступления Н.Ю. Иванова рассказала о характерных чертах онлайн-клуба MiniMe English. Вдобавок, автор упомянула следующие особенности курсов на базе онлайн-клуба:

  1. Наставничество типа «ученик-ученик».

  2. Коммуникативный подход, реализуемый в рамках курса.

  3. Использование методов TPR (Total Physical Response), CLIL (Content and Language Integrated Learning) и STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics).

Кроме этого, И.А. Иванова рассказала о видах проектной деятельности, реализуемой в рамках курсов онлайн-клуба и продемонстрировала примеры работ учащихся.

Выступление №8.

Тема: «Создание проекта при обучении младших школьников»

Автор: Хирви Ксения Андреевна (учитель английского языка ГБОУ школа №26 с углублённым изучением французского языка Невского района).

Форма выступления: доклад.

В рамках своего исследования К.А. Хирви поделилась своим опытом реализации проектов при обучении английскому языку младших школьников. Кроме этого, автор поделилась “алгоритмом успешного создания проекта”. В практической части своего выступления К.А. Хирви продемонстрировала выполненные учащимися проекты и критерии их оценивания. Исследователь отметила необходимость самостоятельной работы учащихся и их инициативность в выборе темы.

Выступление №9.

Тема: «Внеурочная деятельность: Театрализованная инсценировка аутентичного произведения на английском языке»

Автор: Безверхая Светлана Дмитриевна (учитель английского языка, ГБОУ 510).

Форма выступления: доклад, выступление.

С.Д. Безверхая рассказала об отборе материала для театрализованных инсценировок, а также об этапах работы над ними. Вдобавок, автор подчеркнула значимость проектов подобного типа, поскольку они расширяют кругозор учащихся, помогают улучшить дикцию, слух, развить фонетические навыки и навыки интонирования.

Выступление № 10.

Тема: «Инновационные методы обучения английского языка через вожатскую (внеурочную) деятельность: опыт проектной работы с младшим школьниками в начальной школе»

Автор: Ефимова Ирина Станиславовна (учитель английского языка ГБОУ школа 536).

Форма выступления: доклад.

В своем выступлении И.С. Ефимова поделилась со слушателями опытом реализации вожатской деятельности. Формой наставничества в данной проектной работе является модель “ученик-ученик”. В роли наставников выступают учащиеся 4-7 классов, которые проводят для младших школьников (1-3 класс) увлекательные игровые интерактивные перемены на английском языке. Автор отметила эффективность такой практики с целью повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.

Проанализируем темы участников семинара с точки зрения вовлеченности публики. Все выступления были связаны с наставничеством в рамках проектно-исследовательской деятельности. Ряд тем привлек особое внимание слушателей. Так, учителя ГБОУ школа №530, выступавшие с темой «Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального образования», представили свой проект, сопровождая его не только докладом, но и демонстрацией поэтического проекта “Three Little Kittens” учащимися начальной школы. Данная презентация вызвала положительную реакцию публики, о чем говорили аплодисменты и восторженные комментарии слушателей.

Вдобавок, учителя ГБОУ "Вторая Гимназия" выступили с темой «Опыт реализации проектной деятельности на уроках английского языка (алгоритмы организации и текущие метапредметные проекты)». Выступающие продемонстрировали мультфильмы, при создании которых учащиеся гимназии озвучивали персонажей.

Неподдельный интерес вызвала тема «Применение технологии Reading Circles для работы с текстом в начальной школе», о которой публика ранее ничего не знала. Стоит отметить, что эта технология заинтересовала публику, о чем свидетельствовало большое количество вопросов во время и после выступления автора.

Перейдем к анализу форм выступлений. Большинство выступлений представляли собой доклады длительностью 15-20 минут. Сначала авторы рассматривали теоретические основы вопроса, а далее переходили к практической части (демонстрировали видео/фотографии, делились опытом реализации проектов). Однако соотношение теоретической и практической частей докладов варьировалось от выступающего к выступающему.

Следует отметить, что наибольший отклик у публики вызвало выступление Н.А. Коричевой. Автор использовала такую форму выступления как доклад-беседа, что предполагает подготовленный диалог со слушателями. Данная форма выступления помогает заинтересовать и оживить слушателей.

Таким образом, на семинаре были освещены примеры эффективных практик наставничества в осуществлении проектно-исследовательской деятельности при обучении младших школьников английскому языку. Благодаря богатому педагогическому опыту, выступающие смогли раскрыть темы своих докладов в полной мере. Это уникальное событие позволило участникам семинара обменяться опытом, обсудить актуальные вопросы и проблемы педагогики. Мы благодарим каждого участника семинара и надеемся на дальнейшее сотрудничество!

 

Авторы: Прокофьева А.З., Лупанова К.А., Кучулория Н.Э., Фролова Т.В., Гончарова К.А., Григорьева Е.Е., Кадовбина Е.М, Гаврилова К.А.